Спортивная ориентация

Работа со спортивно одаренными детьми

Приказ МАУ "СШОР "Сибиряк" от 01.09.2020 № 221 "Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей в МАУ "СШОР "Сибиряк" (ссылка)

Основные направления отбора и ориентации, используемые в  спортивной школе

Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантли­вых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствова­ния системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом.

Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантли­вых людей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и даль­нейших разработок. Научно-обоснованные методы отбо­ра «спортивных» детей в спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью со­временной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса.

Особо актуальным является вопрос о своевре­менном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них, по мере формирования и развития организ­ма, двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаружи­ваться склонности к определенным видам двигательной деятельности.

Поэтапные механизмы и критерии отбора спортивно одаренных детей

 

Этап

 

Направление

Методы отбора

Критерии

Итог

Первый этап

Первичный отбор и спортивная ориентация. Всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта, и содействие ребенку и его законному представителю в выборе наиболее благоприятного для ребенка вида спорта, в котором он сможет достигнуть высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья и гармоничного развития.

 

-          Педагогические наблюдения;

-          антропометрические измерения;

-          определение морфологических и психофизиологических характеристик;

-          анализ выполнения тестов (упражнений) для определения уровня общефизической подготовленности;

-          анализ выполнения нормативов результатов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

-      изучение динамики темпов прироста физических качеств.

-          Комплексная оценка результатов;

-          отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

По итогам проведения первого этапа отбора рекомендуется предоставить ребенку и его законным представителям следующую информацию о видах спорта, к которым у ребенка имеется предрасположенность;

В силу индивидуальных различий в биологическом и психофизиологическом развитии детей, данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

 

Второй этап

Комплектование групп на этапе начальной подготовки (в том числе, при переводе со спортивно - оздоровительного этапа на этап начальной подготовки)

Выявление у детей физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ спортивной подготовки.

 

Анализ выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки, тестирования, предварительного просмотра и иные методы.

-          Успешное прохождение индивидуального отбора для зачисления в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, на этап начальной подготовки;

-          отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

 

По итогам второго этапа отбора в Учреждении, рекомендуется предоставлять данные о детях, прошедших индивидуальный отбор и зачисленных на этапы спортивной подготовки.

 

Третий этап

Комплектование групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) спортивной подготовки, создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спортивного потенциала спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, необходимого для включения в спортивные сборные команды.

 

-          Анализ выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки соответствующих требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки;

-          анализ участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;

-          изучение динамики темпов прироста физических качеств;

-          педагогические наблюдения;

-          определение морфологических и психофизиологических характеристик.

 

-          Успешная сдача контрольно-переводных нормативов в соответствии с программой спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;

-          оценка результатов участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;

-          наличие спортивных разрядов и званий;

-          положительная динамика темпов прироста физических качеств;

-          формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

-          освоение основ техники по виду спорта;

-          формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

 

По итогам третьего этапа отбора рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку.

 

Четвертый этап

Выявление спортивно одаренных детей при комплектовании групп на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, способных войти в составы спортивных сборных команд ХМАО-Югры, спортивных сборных команд Российской Федерации.

-          Обеспечение участия спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, в официальных спортивных соревнованиях;

-Корректировка тренировочного процесса по подготовке к соревнованиям с учетом факторов, лимитирующих рост спортивного мастерства.

-      Корректировка тренировочного процесса и подготовка к соревноревнованиям в соответствии с индивидуальными планами ССМ групп.    

-          Результаты участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;

-          наличие высокого уровня адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, психической устойчивости и мотивации к достижению спортивного результата в избранном виде спорта. 

По итогам четвертого этапа отбора рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку, региональным центрам спортивной подготовки.

 

Помощь родителям в выборе вида спорта для детей (ссылка)

Рекомендации родителям по выбору вида спорта (ссылка)

Тест «Темперамент ребёнка» (ссылка)

 

Дата последнего обновления страницы 22.06.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения